Главная > Сценарное дело > Синопсис сценария что это такое и как его написать

Анна Зарецкая
34

Киноаналитик. Изучаю визуальный язык кинематографа и его влияние на восприятие.
811
1 минуту

Ваш сценарий пылится в столе? Напишите синопсис, и он начнёт дышать

Представьте типичный понедельник продюсера крупной студии. На его стол падают десятки, если не сотни, заявок. Сценарии, питчи, концепции. У него есть час, чтобы отобрать одно-два стоящих проекта. Что он читает в первую очередь? Не 120-страничный сценарий и даже не аннотацию. Он читает синопсис. Именно этот документ — краткий, ёмкий и безжалостный пересказ всей вашей истории — решает, жить проекту или умереть. И многие талантливые сценарии умирают именно здесь, потому что автор не смог уложить свою гениальную идею в одну-две страницы.

А теперь представьте другую картину: вы — сценарист, который месяцами вынашивал идею, прописывал арки персонажей, выстраивал идеальную трёхактную структуру. И вот вы приносите это чудо продюсеру, а он через пять минут задаёт вопрос: «Так про что у тебя кино?» Если в этот момент вы начинаете путано рассказывать про второстепенные сюжетные линии и глубокий философский подтекст, считайте, вы провалились. Потому что вы не смогли выделить суть. А суть — это и есть синопсис.

Синопсис — это не просто формальность для фестивальной анкеты. Это профессиональный инструмент, ваш главный навигатор в мире киноиндустрии. Это скелет вашей истории, обнажённый и чёткий. Хороший синопсис не скрывает развязку, не мудрствует лукаво и не пытается быть литературным шедевром. Его задача — за 2-3 минуты чтения дать абсолютно чёткий ответ: кто герой, чего он хочет, что ему мешает и чем всё заканчивается.

Путаница начинается с терминов. Логлайн, синопсис, тритмент, заявка — для новичка это синонимы. Но на деле это разные документы с разными целями. Логлайн — это крючок, одно-два предложения, которые продают идею («Подросток-сирота узнаёт, что он волшебник, и отправляется в школу магии, чтобы сразиться с убийцей своих родителей»). Тритмент — это развёрнутый, на 20-30 страниц, пересказ с деталями сцен и атмосферой. А синопсис — золотая середина. Это карта, по которой любой профессионал сразу поймёт, куда ведёт ваша история и стоит ли ему туда идти.

Изображение

Зачем вам это мучительство? Функции синопсиса

Написание синопсиса — процесс болезненный. Это как делать операцию собственному ребёнку, вырезая всё лишнее и оставляя лишь жизненно важные органы. Но эта боль оправдана, потому что синопсис работает на вас сразу в нескольких направлениях.

  • Продажа идеи. Это его главная работа. Для продюсера, агента, редактора фестиваля синопсис — это фильтр. Если здесь история не зацепила, дальше читать не будут.
  • Самодиагностика. Пока вы пишете синопсис, вы с ужасом можете обнаружить, что в вашей истории нет ясной цели у героя, что середина провисает, а финал не вытекает логически из завязки. Лучше узнать об этом на этапе синопсиса, чем после полугода работы над сценарием.
  • Навигация по индустрии. Для питчингов, грантов, фестивалей и стриминговых платформ почти всегда требуется именно синопсис. Умение его правильно написать — это пропуск в профессиональную среду.
  • Фокус на главном. Он заставляет вас выделить основную сюжетную линию и отказаться от всего второстепенного. Если какая-то сцена или персонаж не попали в синопсис, возможно, они не так уж и важны для истории.

Что внутри? Анатомия хорошего синопсиса

Синопсис — это не просто хаотичный пересказ. У него есть чёткая внутренняя структура, повторяющая драматургическую основу любой истории. Обычно объём — от одного абзаца до двух страниц формата А4 (для подачи на фестивали часто просят строго 300-1000 знаков). Ключевое правило: всё пишется в настоящем времени и от третьего лица.

Давайте разберём, из каких элементов должен состоять ваш синопсис, на примере хорошо известной истории.

Изображение
Законопослушный банкир ЭНДИ ДЮФРЕЙН (40) в 1947 году несправедливо осуждён за убийство жены и её любовника и получает два пожизненных срока в тюрьме Шоушенк, славящейся своей жестокостью. Столкнувшись с издевательствами охранников и тюремной иерархией, Энди внешне сохраняет спокойствие, но внутри не теряет надежды на свободу. Он заводит дружбу с «делкой» РЭДОМ, который может достать что угодно, и постепенно завоевывает уважение, используя свои финансовые знания. Он помогает тюремному начальнику уклоняться от налогов, а в итоге десятилетиями ведёт бухгалтерию для всей тюремной коррупционной системы, параллельно тайно выцарапывая в своей камере туннель к свободе маленьким геологическим молоточком. Обнаружив, что Энди вёл двойную бухгалтерию и имеет доказательства преступлений начальства, тюремный начальник НОРТОН пытается его сломить, но Энди совершает побег через зловонный канализационный туннель, прихватив компромат. На воле он, используя поддельные документы, снимает со счетов Нортона все деньги и отправляет доказательства его преступлений в полицию. Нортон кончает жизнь самоубийством. Спустя годы Рэд, выйдя на свободу по условно-досрочному, находит Энди на мексиканском побережье, где они воссоединяются, обретая долгожданную свободу и дружбу.

Разберём по косточкам, что здесь есть:

  1. Герой и его мир. Сразу ясно: кто (банкир), его характеристика (законопослушный, спокойный), где и когда (тюрьма Шоушенк, 1947).
  2. Завязка и проблема. Его несправедливо осудили и бросили в адские условия. Его цель сформулирована неявно, но понятно — выжить и обрести свободу.
  3. Действие и развитие. Он не пасует. Он использует свой главный навык (финансы), чтобы улучшить своё положение, заводит ключевого союзника (Рэда) и начинает свой тихий, многолетний план (рытьё туннеля).
  4. Конфликт и кульминация. Антагонист (Нортон) обнаруживает правду. Наступает момент наивысшего напряжения — попытка сломать Энди и его дерзкий побег через канализацию, что является физическим и символическим очищением.
  5. Развязка и финал. Последствия. Герой достигает цели (свобода, деньги), злодей наказан, союзник обретает спасение. Эмоциональная завершённость есть.

Обратите внимание: здесь нет имён второстепенных заключённых, деталей его банковских операций, длинных описаний чувств. Только двигатель сюжета.

Изображение

Пошаговая инструкция: от чистого листа до готового текста

Теперь, когда теория ясна, перейдём к практике. Вот алгоритм, который поможет не сойти с ума.

Шаг 1. Выжгите всё лишнее. Возьмите ваш сценарий или подробный план. Выпишите на отдельный лист: 1) Главного героя (кто он и чего хочет в начале?), 2) Событие, которое ломает его привычную жизнь (завязка), 3) Три главных поворотных точки в середине истории (где он принимает ключевые решения?), 4) Кульминацию (самый напряжённый момент противостояния), 5) Развязку (что изменилось в конце?). Всё, что не попало в этот список, — кандидат на удаление из синопсиса.

Шаг 2. Начните с логлайна. Прежде чем писать страницу текста, сформулируйте суть в одном предложении. Например: «Несправедливо осуждённый банкир двадцать лет готовит хитроумный побег из самой суровой тюрьмы, параллельно разоряя её коррумпированного начальника». Это станет вашим компасом.

Шаг 3. Пройдитесь по трём актам.

  • Акт 1 (Экспозиция и завязка): 1-2 абзаца. Представьте героя и его обычный мир. Опишите событие, которое всё меняет. Что он решает делать? Какая у него теперь цель?
  • Акт 2 (Конфронтация и развитие): 2-3 абзаца. Опишите основные препятствия. Как герой пытается достичь цели? Кто или что ему мешает (антагонист, обстоятельства)? Какие самые важные повороты случаются в середине? Как меняется сам герой?
  • Акт 3 (Кульминация и развязка): 1-2 абзаца. Приведите историю к главной битве (физической или моральной). Как именно герой побеждает (или терпит поражение)? Покажите последствия. Каким он стал? Как изменился мир вокруг?

Шаг 4. Напишите черновик, не оглядываясь. Следуя наброскам, просто изложите историю последовательно. Не думайте о красоте слога, думайте о ясности. Используйте простые предложения: «Он делает это. Тогда случается то. В ответ она решает...».

Шаг 5. Отшлифуйте и ужайте. Прочтите текст вслух. Все ли логично? Не появилось ли «вдруг» или «как-то раз», которые маскируют слабость сюжета? Вычеркните каждое лишнее прилагательное, каждую деталь, без которой история не рухнет. Оставьте только мясо и кости.

Ловушки, в которые попадают 99% начинающих

Есть ошибки, которые убивают синопсис на корню. Проверьте, нет ли их у вас.

  • Сохранять интригу. Это самая частая и роковая ошибка. «Чем закончится эта захватывающая дуэль, вы узнаете, если прочтёте сценарий». Нет. Продюсер должен узнать всё из синопсиса. Его задача — не гадать, а оценить, насколько сильна ваша драматургия в развязке.
  • Перечислять, а не рассказывать. «Потом Вася идёт в бар. Потом он встречает Катю. Потом они спорят...» Это скучно. Связывайте события причинно-следственной связью: «Униженный на работе, Вася идёт в бар, где натыкается на Катю, свою бывшую. Задетый её успешным видом, он затевает скандал...»
  • Увлекаться предысторией. «Вася, чьи родители погибли в автокатастрофе, когда ему было пять, а дед учил его столярному делу...» Если это не имеет прямого отношения к основной сюжетной линии «здесь и сейчас», выкидывайте.
  • Писать оценками вместо фактов. «Происходит невероятно динамичная и захватывающая погоня». Это пустые слова. Опишите факты: «Полицейские машины с воем сирен преследуют грузовик, который, снося ограждения, вылетает на встречную полосу».
  • Забыть про эмоции героя. Сухой пересказ событий — это сценарий для робота. Давайте мотивацию. Не «он уходит из дома», а «уязвлённый предательством, он хлопает дверью и уходит навсегда».

И последний совет от бывалого

Синопсис — это не священная скрижаль. Написали один вариант — отложите. Через день перечитайте и сократите ещё на 10%. Дайте почитать человеку, который не в теме. Если после прочтения он может внятно пересказать вам вашу же историю, её цель и финал — вы справились. Если он задаёт вопросы «а зачем он это сделал?» или «а что было в конце?» — возвращайтесь к шагу один.

Помните, синопсис — это не бюрократическая повинность. Это первый и самый важный разговор о вашем фильме с миром. Говорите ясно, уверенно и по делу. И тогда этот мир, возможно, захочет вас услышать ещё раз. Удачи, и пусть ваши истории находят своих зрителей.

Еще от автора

Как русские стали космонавтами в ушанках и почему мы над этим смеемся?

Вы смотрите голливудский блокбастер про спасение мира. По сюжету команда героев прибывает в Россию за помощью. И вот он — наш соотечественник: бравый военный или ученый. Он небритый (или, наоборот, слишком ухоженный для суровых реалий). На нем обязательно надета шапка-ушанка, даже если действие происходит в кабинете Кремля или на борту космической станции. Он говорит с чудовищным акцентом, перемежая английскую речь словами «водка», «товарищ» и «бабушка». Вы сжимаетесь от смеси стыда и смеха. Поздравляю, вы только что увидели классическую «клюкву».

Можно ли написать сценарий ТВ-драмы за 150 дней, если знать, как устроен её мир

Вы смотрите новый сезон любимого сериала и ловите себя на мысли: «А ведь я тоже могу так придумать». Идеи роятся в голове, образы героев просятся на бумагу, но когда садишься писать, всё рассыпается. Первая серия выходит кривой, диалоги звучат фальшиво, а сюжетная линия куда-то пропадает к третьей странице. Знакомо? Проблема не в отсутствии таланта, а в отсутствии системы. Создание сериала — это не спонтанное вдохновение, а инженерная работа по строительству целой вселенной.

Вы написали шедевр. Что дальше? Отправляем сценарий в мир, а не в пустоту

Поздравляю. Текст дописан, последняя точка поставлена. Вы держите в руках (или скорее в файле) не просто текст, а целый мир — вашу историю, ваших героев, ваше кино. И теперь наступает самый волнительный и, скажем честно, самый запутанный момент: что с этим делать? Куда нести? Кому показывать?

Как фильм становится настолько плохим, что его помнят десятилетиями?

Есть шедевры, которые меняют кино. А есть фильмы, которые меняют наше представление о том, как низко может пасть киноискусство. Их не любят, над ними смеются, их проклинают, но их помнят. Почему? Потому что они совершили невозможное: превратили кинопросмотр в коллективный опыт страдания, недоумения и чистого, ничем не разбавленного трэша. Это не просто неудачные проекты. Это монументы человеческой самоуверенности, творческой беспомощности и сценарного безумия, возведённые на костях многомиллионных бюджетов и разбитых карьер.

Еще по теме

Как русские стали космонавтами в ушанках и почему мы над этим смеемся?

Вы смотрите голливудский блокбастер про спасение мира. По сюжету команда героев прибывает в Россию за помощью. И вот он — наш соотечественник: бравый военный или ученый. Он небритый (или, наоборот, слишком ухоженный для суровых реалий). На нем обязательно надета шапка-ушанка, даже если действие происходит в кабинете Кремля или на борту космической станции. Он говорит с чудовищным акцентом, перемежая английскую речь словами «водка», «товарищ» и «бабушка». Вы сжимаетесь от смеси стыда и смеха. Поздравляю, вы только что увидели классическую «клюкву».

Кто на самом деле король мирового проката: наивный вопрос с очень хитрой математикой

Если бы вам прямо сейчас предложили назвать самый кассовый фильм в истории, что бы вы сказали? Скорее всего, "Аватар". И будете по-своему правы. Но представьте лицо вашего друга, который в ответ на это заявит: "Нет, самый кассовый — это "Унесенные ветром", и вот тут начинается самое интересное.

Сколько стоит мечта: правда о бюджетах самых дорогих фильмов в истории

Вы когда-нибудь смотрели на экран, где сражаются целые армии роботов или расцветает светящийся инопланетный лес, и думали: "И сколько же это стоило?" Индустрия кино уже давно перешагнула границы простого развлечения, превратившись в поле для финансовых рекордов, где цифры с шестью и даже семью нулями — это не сценарий, а суровая бухгалтерия. Речь идет не просто о больших деньгах, а о настоящих экономических дерзостях, сравнимых с бюджетами небольших государств.