Главная > Актерское мастерство > Профессия актер в театре обязанности и задачи актерской работы

Анна Зарецкая
34

Киноаналитик. Изучаю визуальный язык кинематографа и его влияние на восприятие.
557
1 минуту

Правда ли, что актер в театре только кривляется на сцене?

Вы заходите в тёплый, пахнущий старым деревом и краской зрительный зал, гаснет свет, и вот он – другой мир, рождённый на ваших глазах. Герои живут, страдают, любят, умирают. И кажется, что магия случается сама собой. Но за кулисами этой магии стоит ежедневная, часто невидимая и очень конкретная работа. Работа, которая не заканчивается с поклоном.

Профессия театрального актера – это не про славу и селфи с поклонниками (хотя и это случается). Это, прежде всего, ремесло. Тяжелое, требовательное, с чёткими обязанностями и графиком, который не всегда совпадает с жизнью обычных людей. Это история не о том, как «выйти и сыграть», а о том, как годами учиться выходить и проживать.

Давайте отодвинем бархатный занавес и посмотрим, чем на самом деле занимается актер в театре, когда зал пуст, а грим только предстоит нанести.

Суть профессии: не играть, а проживать

Латинский корень слова «актер» – «agere» – означает «действовать». И это ключ ко всему. Актер на сцене не изображает чувства, он совершает поступки от лица персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Разница – как между криком «ой, горим!» и реальной попыткой выбить заклинившую дверь, чувствуя жар пламени за спиной. Первое – поза, второе – жизнь.

Изображение

Театральный актер – это создатель и носитель роли в реальном времени. Его работа уникальна тем, что её нельзя «отмотать назад» или сделать второй дубль. Каждый спектакль – это новая, живая ткань, где сегодняшний смех зрителя может быть чуть громче, а завтра пауза перед главной репликой – чуть выразительнее. Это диалог, который происходит здесь и сейчас, и его энергия возвращается тут же, в виде тишины зала или аплодисментов.

Главная задача актера – не показать, а быть. Быть Гамлетом, Кабанихой, Чайкой или стулом, если того требует пьеса. Это тотальное перевоплощение, идущее изнутри.

Обязанности и задачи: что входит в обычный день

Если вы думаете, что график актера – это репетиция днем и спектакль вечером, вы правы лишь отчасти. Между этими событиями – плотный слой «невидимой» работы. Вот из чего на самом деле складываются его обязанности:

  • Работа над ролью. Это фундамент. Чтение и анализ пьесы, эпохи, биографии автора. Поиск прототипов, изучение манер, привычек, психологии персонажа. Часто актеры ведут дневники от лица своих героев.
  • Репетиционный процесс. Долгие, порой монотонные месяцы поисков. Пробы разных трактовок, взаимодействие с партнерами, выстраивание мизансцен (расположения на сцене) под руководством режиссера. Здесь рождается «костяк» спектакля.
  • Работа с телом и голосом. Ежедневные тренировки. Сценическая речь (чтобы последний ряд на галерке слышал шёпот), пластика, танец, фехтование. Актер – это его инструмент, и этот инструмент должен быть настроен и готов к любым задачам.
  • Взаимодействие с цехами. Примерки костюмов (которые могут кардинально менять пластику), работа с гримерами над образом, обсуждение реквизита. Хороший актер знает, как шпилька на корсете или форма парика помогает ему вжиться в роль.
  • Собственно, игра спектаклей. Но и это не просто «выход». Это концентрация, сбор перед выходом, разогрев связок, настрой на сегодняшний вечер. А после – «остывание», анализ того, что получилось, а что нет.
  • Участие в организационных моментах. Прогоны, общие собрания труппы, участие в читках новых пьес, иногда – помощь в подготовке театральных фестивалей или мероприятий.

Как видите, список больше похож на должностную инструкцию менеджера сложного проекта, где проект – это ты сам в разных ипостасях.

Изображение

От студента до артиста: как становятся актерами

Путь в профессию почти всегда лежит через формальное образование. Почему? Потому что самоучка, каким бы талантливым он ни был, подобен музыканту, не знающему нот. Он может сыграть душой, но не сможет прочитать партитуру и работать в оркестре. Основные пути:

  1. Высшее образование (вуз). Золотой стандарт. Обучение 4 года (специалитет) по направлению «Актёрское искусство». Легендарные «кузницы кадров» – ГИТИС, Щепкинское училище (ВТУ им. Щепкина), Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Щукина, ВГИК (для кино). Поступление – это отдельный квест, где ЕГЭ по литературе и русскому – лишь формальность. Главное – творческий конкурс из 3-4 туров: чтение прозы, стихов, басни, проверка пластики и вокала, собеседование.
  2. Среднее профессиональное образование (колледж, училище). Сюда можно поступить после 9 класса. Например, Киноколледж №40 в Москве или Нижегородское театральное училище. Дает базовые навыки и позволяет потом поступать в вуз.
  3. Курсы и студии. Не дают диплома гособразца, но отлично подходят для пробы сил, снятия зажимов, получения первых навыков. Часто их ведут практикующие актеры.

Важный момент: диплом – не гарантия трудоустройства. Выпускников распределяли в советские времена. Сейчас молодому актеру после вуза предстоит пройти не менее суровый кастинг – пробы в театры или поиск агента.

Изображение

Театр vs Кино: два мира, два набора навыков

Часто думают, что актер – он и в Африке актер. Но разница между работой на сцене и на съемочной площадке – колоссальна. Театральный актер должен уметь:

  • Держать крупную форму. Его игра рассчитана на задние ряды. Жесты, мимика, голос – всё укрупнено, но при этом не должно выглядеть карикатурно.
  • Вести роль от начала до конца. Это марафон на 2-3 часа без остановки, где ты ведешь за собой энергию зала.
  • Импровизировать. Если партнер забыл реплику или на сцене упал декорационный элемент, нужно выкручиваться, не выходя из образа.

Киноактер работает на камеру, которая ловит малейшую фальшь. Его игра тоньше, естественнее. Он может снимать сцены вразнобой и должен уметь входить в эмоцию по команде «мотор!». Театральный бэкграунд для кино – отличная школа, но переход требует перестройки.

Плюсы и минусы: о чем молчат со сцены

Прежде чем загореться мечтой о подмостках, стоит трезво взглянуть на оборотную сторону медали.

Изображение

Неочевидные плюсы:

  • Постоянное саморазвитие. Ты изучаешь историю, психологию, литературу, осваиваешь новые физические навыки. Это профессия, которая заставляет расти интеллектуально и физически до пенсии.
  • Чувство локтя. Театр – это вторая семья, а труппа – команда, которая доверяет друг другу на сцене жизнями своих персонажей. Редко где встретишь такую глубину профессиональных связей.
  • Сиюминутность и азарт. Каждый спектакль уникален. Адреналин от живого исполнения, прямая связь с залом – это наркотик, без которого актеры уже не могут.

Суровые минусы:

  • Ненормированный график и физическая усталость. Дневные репетиции, вечерние спектакли, ночные разборы полетов. Суббота и воскресенье – самые «горячие» дни. После трехчасовой трагедии в полную мощь чувствуешь себя выжатым лимоном.
  • Эмоциональное выгорание. Постоянное проживание чужих драм и страстей – тяжелая ноша для психики. Нужно уметь отделять себя от роли.
  • Финансовая нестабильность. Особенно в начале пути. Оклад в государственном театре (если ты не звезда) часто скромен. Антрепризы (коммерческие спектакли) платят за выход, но работы может не быть месяцами.
  • Жесткая конкуренция и зависимость от воли режиссера. Ты можешь быть талантлив, но не подходить по типажу или просто не понравиться худруку. Постоянные отказы – норма жизни.

А что еще? Альтернативы и смежные пути

Далеко не все выпускники театральных вузов попадают на главную сцену МХАТа. И многие находят в этом свое счастье. Куда еще может привести актерское образование?

  • Педагог. Преподавание в театральных вузах, студиях, школах – почетная и востребованная стезя.
  • Актер озвучивания и дубляжа. Голос – тот же инструмент. Озвучка фильмов, мультфильмов, аудиокниг, рекламы.
  • Ведущий мероприятий. Навыки публичных выступлений, харизма и умение держать внимание – прямой путь в эвент-индустрию.
  • Иммерсивный театр и перформансы. Современное, быстроразвивающееся направление, где стирается грань между сценой и зрителем.
  • Театр кукол. Отдельная, удивительная вселенная, где актер управляет не только собой, но и персонажем в своих руках.

Стоит ли игра свеч?

Профессия театрального актера – это выбор не головы, а сердца. Это решение посвятить жизнь служению, где награда – не столько деньги и слава (хотя это приятные бонусы), а возможность каждый вечер проживать другую жизнь и делать чужое горе и радость понятными для сотен людей в зале.

Это путь для трудоголиков с тонкой душевной организацией, для тех, кто не боится неудач и готов к ежедневному, кропотливому труду ради нескольких часов магии под софитами. Если после прочтения этого не романтизированного, а реального портрета профессии ваше желание не угасло, а лишь зажглось новым, осознанным светом – возможно, вам действительно стоит рискнуть. Ведь театр, как и жизнь, начинается там, где заканчиваются гарантии.

Еще от автора

Как русские стали космонавтами в ушанках и почему мы над этим смеемся?

Вы смотрите голливудский блокбастер про спасение мира. По сюжету команда героев прибывает в Россию за помощью. И вот он — наш соотечественник: бравый военный или ученый. Он небритый (или, наоборот, слишком ухоженный для суровых реалий). На нем обязательно надета шапка-ушанка, даже если действие происходит в кабинете Кремля или на борту космической станции. Он говорит с чудовищным акцентом, перемежая английскую речь словами «водка», «товарищ» и «бабушка». Вы сжимаетесь от смеси стыда и смеха. Поздравляю, вы только что увидели классическую «клюкву».

Можно ли написать сценарий ТВ-драмы за 150 дней, если знать, как устроен её мир

Вы смотрите новый сезон любимого сериала и ловите себя на мысли: «А ведь я тоже могу так придумать». Идеи роятся в голове, образы героев просятся на бумагу, но когда садишься писать, всё рассыпается. Первая серия выходит кривой, диалоги звучат фальшиво, а сюжетная линия куда-то пропадает к третьей странице. Знакомо? Проблема не в отсутствии таланта, а в отсутствии системы. Создание сериала — это не спонтанное вдохновение, а инженерная работа по строительству целой вселенной.

Вы написали шедевр. Что дальше? Отправляем сценарий в мир, а не в пустоту

Поздравляю. Текст дописан, последняя точка поставлена. Вы держите в руках (или скорее в файле) не просто текст, а целый мир — вашу историю, ваших героев, ваше кино. И теперь наступает самый волнительный и, скажем честно, самый запутанный момент: что с этим делать? Куда нести? Кому показывать?

Как фильм становится настолько плохим, что его помнят десятилетиями?

Есть шедевры, которые меняют кино. А есть фильмы, которые меняют наше представление о том, как низко может пасть киноискусство. Их не любят, над ними смеются, их проклинают, но их помнят. Почему? Потому что они совершили невозможное: превратили кинопросмотр в коллективный опыт страдания, недоумения и чистого, ничем не разбавленного трэша. Это не просто неудачные проекты. Это монументы человеческой самоуверенности, творческой беспомощности и сценарного безумия, возведённые на костях многомиллионных бюджетов и разбитых карьер.

Еще по теме

Как русские стали космонавтами в ушанках и почему мы над этим смеемся?

Вы смотрите голливудский блокбастер про спасение мира. По сюжету команда героев прибывает в Россию за помощью. И вот он — наш соотечественник: бравый военный или ученый. Он небритый (или, наоборот, слишком ухоженный для суровых реалий). На нем обязательно надета шапка-ушанка, даже если действие происходит в кабинете Кремля или на борту космической станции. Он говорит с чудовищным акцентом, перемежая английскую речь словами «водка», «товарищ» и «бабушка». Вы сжимаетесь от смеси стыда и смеха. Поздравляю, вы только что увидели классическую «клюкву».

Кто на самом деле король мирового проката: наивный вопрос с очень хитрой математикой

Если бы вам прямо сейчас предложили назвать самый кассовый фильм в истории, что бы вы сказали? Скорее всего, "Аватар". И будете по-своему правы. Но представьте лицо вашего друга, который в ответ на это заявит: "Нет, самый кассовый — это "Унесенные ветром", и вот тут начинается самое интересное.

Сколько стоит мечта: правда о бюджетах самых дорогих фильмов в истории

Вы когда-нибудь смотрели на экран, где сражаются целые армии роботов или расцветает светящийся инопланетный лес, и думали: "И сколько же это стоило?" Индустрия кино уже давно перешагнула границы простого развлечения, превратившись в поле для финансовых рекордов, где цифры с шестью и даже семью нулями — это не сценарий, а суровая бухгалтерия. Речь идет не просто о больших деньгах, а о настоящих экономических дерзостях, сравнимых с бюджетами небольших государств.