Главная > Кинопроизводство > Как снимают выстрелы в кино секреты спецэффектов и трюков

933
1 минуту

Что на самом деле происходит на съёмочной площадке, когда звучит команда «Огонь!»?

Выстрел в кино — это магия, где за доли секунды на экране смешиваются страх, адреналин и чистейший художественный обман. Мы видим вспышку, дым, летящую гильзу, а иногда и кровавое пятно на груди героя. Но за этой долей секунды, которая заставляет нас схватиться за подлокотник кресла, стоят часы подготовки, километры проводов, тонны перестраховки и десятки людей, чья главная задача — не снять эффектный кадр, а сделать так, чтобы все живыми и здоровыми ушли со съёмочной площадки.

Трагедия на съёмках фильма «Ржавчина», где Алек Болдуин выстрелил в оператора, — не просто страшная случайность. Это хрестоматийный пример того, что происходит, когда нарушается каждое правило, каждое «никогда» из свода безопасности кинопиротехников. И наоборот, история кино — это история бесконечной гонки за реализмом, который остановился бы ровно в сантиметре от реальной опасности.

Давайте заглянем за кулисы. Не в виде сухого перечисления фактов, а как будто мы сами стоим на площадке рядом с оружейником, чувствуем запах дымного пороха и слышим его спокойный, чёткий голос: «Стоп. Проверим ещё раз».

От шомпола в стволе до кофе вместо пороха: как снимали раньше

Кино начиналось с настоящего огня. В первых вестернах и военных драмах использовалось самое что ни на есть боевое оружие. Стреляли холостыми, конечно, но сама концепция была рискованной до безрассудства. Актеры целились «куда-то мимо», а пули имели свойство рикошетить. История сохранила немало случаев, когда Джон Уэйн или другие звёзды вестернов наотрез отказывались участвовать в сцене, если в них должны были стрелять даже холостыми с близкой дистанции — и были абсолютно правы.

Изображение

Но главная опасность таилась не в пороховых газах, а в человеческом факторе и устаревших технологиях. Классический пример — гибель Брэндона Ли на съёмках «Ворона» в 1993 году. Там для съёмки крупного плана пистолета в ствол положили настоящую пулю, чтобы она выглядела «как надо». Потом её забыли там. А когда пришло время снимать сам выстрел, зарядили холостой патрон. Энергии пороховых газов хватило, чтобы вытолкнуть ту самую пулю из ствола со смертельной силой.

«У нас на съёмках были случаи, когда винтовки Мосина стреляли забытыми в стволах шомполами. То есть применялся холостой патрон, но в стволе забыли шомпол», — рассказывает кинопиротехник Глеб Локшин.

Именно после таких инцидентов в индустрии произошёл коренной перелом. Стало ясно: «холощёное» оружие, где просто рассверлен ствол, — это мина замедленного действия. Нужен принципиально иной подход. И он появился.

«Охолощённое» — не значит безопасное. Почему сейчас используют только макеты

Современный российский (да и мировой) подход строится на одном железном правиле: на площадке не должно быть ни единого шанса использовать боевой патрон. Российское законодательство (КоАП РФ, ст. 20) вообще запрещает передачу огнестрельного оружия третьим лицам, что на корню пресекает истории с «боевыми стволами», как у Болдуина.

Изображение

Что же тогда используют?

  • Имитационные макеты (ММГ — массо-габаритные макеты): Это главный герой современной съёмочной площадки. Выглядит и весит как настоящее оружие, но у него принципиально отсутствует канал ствола. В нём есть лишь короткий «карман» для имитационного патрона. Даже если туда каким-то чудом попадёт посторонний предмет (кусочек свинца, забытый шомпол), он физически не сможет вылететь и кого-то поранить — он разрушит сам макет. Это абсолютный заслон от повторения трагедии с Брэндоном Ли.
  • Атравматическое оружие: Переделанное боевое, из которого удалены основные части ударно-спускового механизма. Оно тоже не может стрелять боеприпасами.
  • Холостое оружие: Специально изготовленное или переделанное, которое может стрелять только холостыми патронами. Но даже его используют всё реже в пользу безопасных ММГ.

«Поэтому на съёмках мы применяем только имитационный макет, у него отсутствует канал ствола. И если даже случайно в него что-то попадёт, то это приведёт к разрушению имитационного макета», — подтверждает Глеб Локшин.

Изображение

Магия холостого выстрела: от пороховой вспышки до летящей гильзы

Как же из этого «не-ствола» получается такая убедительная картинка? Всё дело в имитационном патроне. Представьте себе металлическую гильзу. В её дне — капсюль, как в настоящем патроне. Внутри — небольшой, строго отмеренный заряд специального дымного или бездымного пороха. А вот пули нет. Вместо неё — картонная или пластиковая заглушка, либо дульце гильзы просто обжато.

В момент выстрела боёк бьёт по капсюлю, порох воспламеняется. Образуется раскалённый пороховой газ под высоким давлением. Он срывает заглушку, вырывается из «ствола» и создаёт ту самую эффектную вспышку и хлопок. Одновременно срабатывает механизм перезарядки (в автоматическом оружии), и из окна для выброса гильзы вылетает уже пустая, ранее вручную вставленная туда гильза. Всё, магия состоялась.

Изображение

Но эта магия смертельно опасна на близком расстоянии. Пороховые газы, вылетающие под давлением в несколько атмосфер, и микроскопические обломки капсюля и гильзы — это дробь, летящая со скоростью сотен метров в секунду.

«Опасная дистанция для патронов малого калибра — до 5–7 метров. При близком контакте они могут причинить очень серьёзные повреждения», — предупреждает пиротехник.

Именно поэтому никогда, даже на репетиции, актёр не направляет оружие в сторону людей, даже если оно «точно не заряжено». Выстрел в кадре всегда делается мимо, под углом. А монтаж и работа оператора создают иллюзию прямого выстрела в противника.

Стрельба в упор и выстрел в камеру: как снимают самые опасные ракурсы

А что делать, если по сценарию герой должен приставить пистолет к виску жертвы или, как в случае с Болдуином, выстрелить прямо в объектив камеры? Здесь в ход идут специальные, «глухие» макеты.

Для сцены «в упор» используют макет, в котором вообще нет даже имитации выстрела. Иногда в него встраивают маленький компрессор, который в нужный момент выдувает струю воздуха и частицы крахмала или талька, имитируя вылет пороховых газов из дула. Всё остальное — игра актёров, резкий звук на монтаже и последующий пиротехнический эффект «попадания».

Сцена выстрела в камеру — это высший пилотаж техники безопасности. Вот как это выглядит на практике на профессиональной площадке:

  1. Камера отодвигается на безопасное расстояние (те самые 5-7 метров или дальше).
  2. На объектив надевается не просто защитный фильтр, а серьёзное бронестекло.
  3. Вся камера и оператор укрываются за фанерным или прозрачным поликарбонатным щитом.
  4. Только после этого оружейник даёт актёру в руки заряженный имитационный макет для последней репетиции.
  5. Пиротехник или оружейник всегда стоит рядом, контролируя каждое движение актёра.

«Мы с актёром проговариваем эти моменты. Я обычно всегда нахожусь рядом и смотрю, как актёр выполняет свои действия», — говорит Локшин. Любая спешка, любое «да ладно, и так сойдёт» — это прямой путь к катастрофе.

Как «попадают» в актёров: кровяные мешочки, пейнтбол и сжатый воздух

С выстрелом разобрались. Но зритель хочет видеть последствия! Как герой падает, хватаясь за грудь, на его рубашке расплывается алое пятно. Это, пожалуй, самая технически интересная часть.

1. Пиротехнические «кровяные мешочки» (squib). Это классика жанра. На тело актёра (чаще всего каскадера, который специально обучается работе с такими зарядами) под одеждой крепится маленький пиротехнический заряд. К нему прикреплён плоский мешочек с искусственной кровью (смесь на основе сиропа, красителей и загустителей). Провода от зарядов тянутся к пульту управления пиротехника.

В нужный момент, синхронно со звуком выстрела и реакцией актёра, пиротехник даёт импульс. Заряд с хлопком разрывает мешочек и слегка прожигает или разрывает одежду (её заранее надрезают в нужном месте), а «кровь» эффектно разбрызгивается. Для сцены расстрела, как в «Крёстном отце», на актёра могут нацепить два десятка таких squib'ов.

2. Пейнтбольное оружие. Для сцен, где нужно показать множество попаданий с дальнего расстояния (например, героя прошивает очередь), иногда используют пейнтбольные маркеры, заряженные шариками с краской. Но стреляет только специально обученный каскадер или сам пиротехник, и никогда — в лицо или в глаза. Цель — только защищённые корпус, плечи, спины.

3. Эффекты попадания в предметы. Чтобы «пуля» отбила кусок штукатурки со стены, технология похожа. В стену заранее вмуровывается или приклеивается маленький пиротехнический заряд, замаскированный под будущую пулевую пробоину. Рядом кладётся «кинетический наполнитель» — смесь мела, пыли, гипса. По команде заряд подрывается, и создаётся идеальная иллюзия попадания. Всё чаще вместо пиротехники используют системы на сжатом воздухе — они безопаснее и чище.

Кто всё это контролирует? Фигура оружейника-пиротехника

Главный человек на площадке во время любых стрельб и взрывов — это не режиссёр и не звезда, а оружейник-пиротехник. Это специалист с государственной лицензией, чья ответственность сравнима с ответственностью сапёра. Именно он:

  • Проверяет и готовит все макеты оружия.
  • Самостоятельно изготавливает и заряжает имитационные патроны.
  • Проводит обязательный инструктаж для ВСЕХ актёров, даже самых звёздных.
  • Решает, где можно стоять оператору, а где — нельзя.
  • Контролирует, чтобы оружие после сцены сразу разряжалось и сдавалось.
  • Несёт уголовную ответственность в случае происшествия.

«Правда, оружейников-пиротехников становится всё меньше, потому что чаще применяется компьютерная графика. Тогда снимают просто с пластиковыми макетами оружия, которые ничего не имитируют. Это идёт в ущерб качеству отснятого материала», — с сожалением отмечает Глеб Локшин.

И он прав. Хороший, безопасно снятый практический эффект всегда выглядит убедительнее самой дорогой CGI-графики, потому что в нём есть физика, реальный свет от вспышки и непредсказуемость, которую чувствует зритель.

Главный вывод: реализм рождается не из риска, а из мастерства

Так как же снимают выстрелы в кино сегодня? Ответ прост: с максимальным параноидальным вниманием к безопасности и с глубоким пониманием физики, химии и психологии восприятия. Это сложный симбиоз старых, проверенных пиротехнических трюков и новых, абсолютно безопасных технологий вроде макетов без канала ствола.

Трагедия на съёмках «Ржавчины» показала всему миру, что происходит, когда этот симбиоз нарушается: когда на площадке исчезает фигура ответственного специалиста, когда боевые и холостые патроны лежат в одном ящике, когда оружие не проверяют десятки раз. Это не «несчастный случай», это преступная халатность.

Настоящее мастерство кинематографиста — не в том, чтобы рискнуть жизнью ради кадра, а в том, чтобы обмануть зрителя так искусно, чтобы он ни на секунду не усомнился в реальности происходящего, в то время как на площадке царит выверенный, профессиональный и абсолютно безопасный порядок. Потому что в конце рабочего дня все — и каскадёр, и оператор, и звезда первой величины — должны просто разойтись по домам. Живыми и здоровыми.

Еще от автора

Записка из прошлого: Андрей Миронов рассказывает, как снимают кино

Есть вещи, которые живут в памяти поколений, передаются из уст в уста и становятся частью профессионального фольклора. У актеров, режиссеров и просто киноманов старой школы есть такой секретный код, пароль в мир настоящего кинематографа. Это не учебник, не мемуары и не документальный фильм. Это – моноспектакль Андрея Миронова, записанный на радио в 1978 году, который все знают по короткому, ёмкому названию «Как снимают кино». И если вы никогда его не слышали, значит, вы пропустили один из самых искренних, смешных и пронзительных уроков актерского мастерства и любви к профессии.

Талант – это хорошо, но где научиться его упаковывать в сценарии и пьесы?

У вас в голове рождаются целые миры, диалоги звучат громче окружающей действительности, а истории просятся на бумагу. Поздравляю, у вас точно есть что-то от драматурга. Но что дальше? Писать «в стол» и ждать озарения или пойти учиться, чтобы превратить дар в профессию, а вдохновение – в рабочую дисциплину? Это тот самый случай, когда «просто творить» недостаточно. Современная драматургия для театра, кино и ТВ – это ремесло со своими законами, технологиями и, что важно, связями. И лучшее место, чтобы всё это получить, – хороший вуз.

Кто на самом деле король мирового проката: наивный вопрос с очень хитрой математикой

Если бы вам прямо сейчас предложили назвать самый кассовый фильм в истории, что бы вы сказали? Скорее всего, "Аватар". И будете по-своему правы. Но представьте лицо вашего друга, который в ответ на это заявит: "Нет, самый кассовый — это "Унесенные ветром", и вот тут начинается самое интересное.

Что, если у вас уже есть история, которую Голливуд захочет купить?

Вот вам вопрос, от которого у начинающего сценариста холодеет спина. Вы закончили свой шедевр. Он кажется вам идеальным. Вы отправили его десятку продюсерских компаний и получили десять вежливых отказов. Или, что еще хуже, тишину. В чем дело? Идея плоха? Персонажи скучные? Или вы просто не знаете тех правил игры, по которым живёт большая киноиндустрия?

Еще по теме

Почему одни диалоги цитируют годами, а другие забывают, едва закрыв страницу?

Вот вам простая правда: диалог — это самая обманчивая часть писательского ремесла. Кажется, что говорить умеют все, а значит, и писать разговоры — проще простого. Начинающий автор радостно строчит страницы "болтовни", уверенный, что создает живость и характер. А потом его рукопись тихо пылится на полке редактора, который отложил её на третьей странице. Почему? Потому что хороший диалог — это не запись разговора. Это его концентрат, его квинтэссенция, его двойное дно.

Ваш сценарий идеален, но его всё равно придётся переписать. И вот почему

Вы только что поставили точку в своём сценарии. Он совершенен. Каждая сцена дышит, диалоги отточены, финал бьёт точно в сердце. Вы отправляете его продюсеру и ждёте восторга. А в ответ получаете список правок длиной в три страницы и фразу: «Отличная основа! Давайте адаптируем под бюджет и нового режиссёра». Знакомо?

Можно ли написать сценарий ТВ-драмы за 150 дней, если знать, как устроен её мир

Вы смотрите новый сезон любимого сериала и ловите себя на мысли: «А ведь я тоже могу так придумать». Идеи роятся в голове, образы героев просятся на бумагу, но когда садишься писать, всё рассыпается. Первая серия выходит кривой, диалоги звучат фальшиво, а сюжетная линия куда-то пропадает к третьей странице. Знакомо? Проблема не в отсутствии таланта, а в отсутствии системы. Создание сериала — это не спонтанное вдохновение, а инженерная работа по строительству целой вселенной.

Разгадываем код Голливуда: как на самом деле выглядит профессиональный сценарий

Вы открываете программу и перед вами — пустая страница. В голове уже крутятся образы, слышатся диалоги, вырисовываются персонажи. И первое, с чем сталкивается большинство новичков — это не творческий ступор, а технический: «А как, собственно, это всё записать?». Как оформить так, чтобы ваше детище восприняли всерьёз, а не отложили в сторону на первых же страницах со вздохом «дилетант».

Вы написали шедевр. Что дальше? Отправляем сценарий в мир, а не в пустоту

Поздравляю. Текст дописан, последняя точка поставлена. Вы держите в руках (или скорее в файле) не просто текст, а целый мир — вашу историю, ваших героев, ваше кино. И теперь наступает самый волнительный и, скажем честно, самый запутанный момент: что с этим делать? Куда нести? Кому показывать?

Ваш сценарий пылится в столе? Напишите синопсис, и он начнёт дышать

Представьте типичный понедельник продюсера крупной студии. На его стол падают десятки, если не сотни, заявок. Сценарии, питчи, концепции. У него есть час, чтобы отобрать одно-два стоящих проекта. Что он читает в первую очередь? Не 120-страничный сценарий и даже не аннотацию. Он читает синопсис. Именно этот документ — краткий, ёмкий и безжалостный пересказ всей вашей истории — решает, жить проекту или умереть. И многие талантливые сценарии умирают именно здесь, потому что автор не смог уложить свою гениальную идею в одну-две страницы.