Главная > Сценарное дело > Как писать сценарии фильмов и сериалов правила и примеры

Владислав Бирюков
183

Разбираю, как работает драматургия в кино и на сцене.
597
1 минуту

Ваша история застряла в голове или уже готова покорить Netflix

Вы смотрите фильм и думаете: "Эту сцену я бы написал иначе". Листаете ленту в соцсетях и замечаете, как у блогера за 30 секунд разворачивается целая драма. У вас в голове живут персонажи, которые разговаривают, ссорятся, любят. Они просятся наружу, но вместо экрана оказываются в груде недописанных файлов на компьютере. Знакомо? Поздравляю, вы потенциальный сценарист. И самое время перестать быть потенциальным.

Писать сценарии — это не магия, доступная избранным. Это ремесло. Со своими правилами, инструментами и, что самое важное, подводными камнями, о которые разбиваются тысячи идей. Хорошая новость: всему этому можно научиться. Плохая: придется забыть, что вы писатель, и стать инженером эмоций, архитектором напряжений и дизайнером чужих судеб. Готовы?

Сценарий — это не роман. Запомните это раз и навсегда

Первая и главная ловушка для новичка — думать, что сценарий это литература. Нет. Сценарий — это техническое задание для съёмочной группы. Это чертёж, по которому будут строить фильм, сериал или рекламный ролик. Ваша задача — описать то, что зритель увидит и услышит. Не его чувства, не философские размышления автора, а конкретные действия, диалоги и обстановку.

Писатель может потратить страницу на описание душевных мук героя. Сценарист пишет: "Он сжимает кулаки. Молча смотрит в окно. Бьёт кулаком по столу". Мы видим действие и сами достраиваем эмоцию. Это принцип "айсберга": 10% на поверхности (действие), 90% под водой (подтекст, эмоция) — и это работа актёра и зрителя.

Изображение
Сценарий — это история, рассказанная в картинках, в диалогах и в описании, и она размещена в контексте драматической структуры. (Сид Филд)

С чего начать: от искры до плана

Не садитесь сразу писать 120 страниц. Вы заблудитесь и бросите. Работайте как скульптор: от общего к частному. Идеально подходит метод "снежинки".

  1. Идея. Одно предложение. Суть вашей истории. "Человек, который ненавидит людей, выигрывает круиз и вынужден общаться". Ищите то, что будоражит лично вас. Составьте список из 50 тем, которые вас задевают — от детской обиды до глобальной несправедливости.
  2. Логлайн. Расширьте идею до одного абзаца. Это коммерческая квинтэссенция сценария. Здесь должен быть герой, его цель, конфликт и интрига. Пример из классики: "Фотограф, прикованный к инвалидной коляске, подозревает, что сосед убил свою жену, и пытается это доказать" ("Окно во двор").
  3. Синопсис. 1-2 страницы краткого изложения всей истории. Все основные повороты, ключевые сцены, финал. Это проверка, есть ли в вашей задумке цельный сюжет.
  4. Персонажи. Пока синопсис "отдыхает", пропишите биографии главных героев. Чем они живут? Чего боятся? Какую самую страшную тайну хранят? Протагонист должен чего-то хотеть (спасти мир, найти любовь, выжить). Антагонист — активно ему мешать. И помните: идеальный, "правильный" герой — скучен. Его должны раздирать внутренние противоречия.
  5. Постраничный план (степ-аутлайн). Разверните синопсис в список всех сцен фильма. "Сцена 1: ИНТ. КВАРТИРА – НОЧЬ. Макс пьёт вино, смотрит на фото бывшей. Звонит телефон..." Это карта, с которой уже невозможно свернуть.

И только после этого — пишем черновик сценария. Теперь это просто техническое заполнение готовой структуры.

Скелет истории: трёхактная структура и не только

Классическая структура — как позвоночник. Без него история будет бесформенной амёбой.

Изображение
  • Акт 1: Завязка (≈30 стр.). Знакомим с героем и его обычным миром. Затем происходит "провоцирующее событие", которое вышибает его из колеи (зов на приключение). Он пытается отказаться, но обстоятельства вынуждают принять вызов. Акт заканчивается "первой ключевой точкой" — герой принимает решение, сжигает мосты и вступает в новый, незнакомый мир.
  • Акт 2: Конфронтация (≈60 стр.). Самый длинный акт. Герой сталкивается с испытаниями, находит союзников и врагов, приближается к цели. В середине акта — "серединная точка", часто неудача или откровение, которая меняет его понимание ситуации. Второй акт заканчивается "второй ключевой точкой" — крушением всех надежд, самой тёмной точкой перед рассветом. Кажется, всё потеряно.
  • Акт 3: Развязка (≈30 стр.). Герой, используя всё, чему научился, собирает последние силы для финальной битвы (кульминация). После неё мы видим новый, изменившийся мир и самого героя.

Это база. Есть и другие структуры (путешествие героя, 5 актов в сериалах), но начинать стоит с трёх актов. Внутри этой структуры работает мотор — конфликт. Нет конфликта — нет развития. Герой хочет, мир (или другой персонаж) сопротивляется. Каждая сцена должна содержать мини-конфликт, изменение в положении героя или в нашем понимании ситуации.

Мастерская: как выглядят страницы настоящего сценария

Технический формат — ваша визитная вежливость. Продюсер, увидев неформатированный текст, просто не станет его читать. Вот свод правил:

Изображение
  • Шрифт: Courier New, 12 кегль. Потому что одна страница такого текста ≈ 1 минуте экранного времени.
  • Заголовок сцены (шапка): пишется заглавными. Указывает место (ИНТ. — интерьер, ЭКСТ. — экстерьер), локацию и время.
    Пример: ИНТ. КАФЕ "У ДЖО" — ДЕНЬ
  • Описание действия: пишется в настоящем времени, кратко и ёмко. Имена персонажей при первом упоминании — ЗАГЛАВНЫМИ.
    Пример: МАРИНА заходит в кафе. Она нервно оглядывается, ища свободный столик. Её взгляд цепляется за мужчину у окна.
  • Имя персонажа: пишется над репликой, посередине, заглавными.
  • Реплика (диалог): под именем, без кавычек.
  • Ремарка (в скобках): очень краткое указание на интонацию или простое действие во время речи. Не злоупотребляйте!
    Пример: (не отрывая взгляда от книги)
    Это моё место.

Никаких указаний на работу камеры (КРУПНЫЙ ПЛАН, НАЕЗД) если вы не режиссёр-сценарист! Ваша задача — история, а не раскадровка. Используйте бесплатные программы вроде Celtx или KIT Scenarist — они сами форматируют текст по стандартам.

Диалоги, которые хочется слушать, а не проматывать

Плохой диалог — это информационная сводка. "Привет, брат. Как дела на заводе, где ты работаешь инженером с 2010 года?" Хороший диалог — это поединок. Каждый персонаж чего-то хочет от другого (получить информацию, задеть, утешить, солгать) и использует слова как оружие или щит.

Изображение

Секреты живого диалога:

  • Подтекст. Люди редко говорят прямо то, что думают. "Ужин был прекрасным" может означать "Я хочу домой", "Я тебя ненавижу" или "Давай займёмся любовью".
  • Ритм и словарь. Профессор и подросток говорят по-разному. Следите за речью людей вокруг, воруйте обороты, записывайте.
  • Обрывайте. В жизни мы перебиваем друг друга, не договариваем фразы. Пусть так будет и у вас.

Прочитайте диалоги вслух. Если звучат фальшиво — переписывайте.

Типичные грабли, на которые наступают все начинающие

Давайте сэкономим вам время и нервы.

  1. Объяснение вместо действия. "Он чувствует себя несчастным" — плохо. "Он медленно рвёт фотографию и бросает клочки в окно" — хорошо.
  2. Плоский злодей. Антагонист, который просто "хочет уничтожить мир потому что он злой" — скучен. У него должна быть своя правда, свои травмы, своя логика.
  3. Deus ex machina. Внезапное спасение героя благодаря случайности или внешней силе (свалившемуся метеориту, вовремя подъехавшей полиции). Герой должен сам выпутываться из ситуаций, используя свои навыки и ум.
  4. Затянутая экспозиция. Не нужно 20 минут знакомить зрителя с рутиной жизни героя. Врывайтесь в историю в момент, когда уже что-то происходит или вот-вот произойдёт.
  5. Страх убить своих "детей". Будьте безжалостны. Если сцена, какой бы красивой она ни была, не продвигает историю и не раскрывает персонажей — вычёркивайте.

Что делать, когда последняя страница написана

Отпразднуйте и... спрячьте сценарий в стол. Минимум на две недели. Забудьте о нём. Потом вернитесь и прочтите как чужую работу — холодным, критическим взглядом. Ищите логические дыры, сцены, где вам стало скучно, диалоги, которые режут слух.

Затем — дайте почитать 2-3 людям, чьему мнению вы доверяете, но которые не будут вас жалееть. Спросите не "понравилось ли?", а "В какой момент вы заскучали?", "Как вы думаете, что хотел сказать герой в этой сцене?", "Понятна ли мотивация злодея?".

И снова за работу. Правка — это 80% труда сценариста. Первый черновик это только сырая глина.

Писать сценарии — это марафон, а не спринт. Учитесь на великих: читайте сценарии любимых фильмов (их легко найти в интернете), разбирайте их по косточкам, смотрите кино с блокнотом в руках. Пишите каждый день, даже если это одна страница или один диалог. Ваша история где-то там, ждёт, когда вы найдёте в себе смелость не только придумать её, но и довести до последнего, финального слова FADE OUT.

Еще от автора

Человек, который пишет молчание: кто такой драматург на самом деле

Представьте, что вы пишете не роман и не стихи, а инструкцию по сборке эмоций. Вы создаёте мир, который должен ожить не в воображении читателя, а в трёхмерном пространстве сцены, под светом софитов, усилиями десятков людей. Ваши слова будут произносить другие, ваши паузы — проживать. Это не просто писательство. Это создание вселенной с нуля, где законы физики заменяются законами драмы. И самое парадоксальное — официально такой должности «драматург» в театре может и не быть. Но без него театр, как птица без крыла, просто не взлетит.

Ваш сценарий идеален, но его всё равно придётся переписать. И вот почему

Вы только что поставили точку в своём сценарии. Он совершенен. Каждая сцена дышит, диалоги отточены, финал бьёт точно в сердце. Вы отправляете его продюсеру и ждёте восторга. А в ответ получаете список правок длиной в три страницы и фразу: «Отличная основа! Давайте адаптируем под бюджет и нового режиссёра». Знакомо?

Разгадываем код Голливуда: как на самом деле выглядит профессиональный сценарий

Вы открываете программу и перед вами — пустая страница. В голове уже крутятся образы, слышатся диалоги, вырисовываются персонажи. И первое, с чем сталкивается большинство новичков — это не творческий ступор, а технический: «А как, собственно, это всё записать?». Как оформить так, чтобы ваше детище восприняли всерьёз, а не отложили в сторону на первых же страницах со вздохом «дилетант».

Захотелось снимать кино? Давайте честно: путь оператора — это не про "взял камеру и гений"

Вы смотрите фильм и замираете от кадра. Не от актера, не от диалога, а от самой картинки. От того, как лег свет на лицо героя, как камера плавно скользит за ним, создавая ощущение тревоги или, наоборот, безмятежности. И возникает мысль: "Я хочу так же. Хочу создавать эти миры". Но с чего начать? Как из человека с горящими глазами превратиться в того, кого называют "художником фильма"?

Еще по теме

Тихо! Идет запись. Или почему быть звукорежиссером — это больше, чем просто крутить ручки

Когда ты слушаешь любимый трек, смотришь блокбастер с эпичным саундтреком или даже смотришь стрим, где голос ведущего звучит кристально чисто, ты почти наверняка не думаешь о человеке за кулисами. Том самом, который отвечает за то, чтобы этот самый звук попал тебе прямо в душу, а не раздражал уши. Этот человек — звукорежиссер. И его работа — это магия, сплавленная с точной наукой, адреналин живых выступлений и титаническое терпение студийной работы.

Вы точно хотите быть кинооператором? Сначала прочтите это

Вы когда-нибудь смотрели на кадр из любимого фильма — ту самую сцену, от которой мурашки бегут по коже — и думали: "Как они это сняли?" Поверьте, в 99% случаев за этим "как" стоит не режиссёр, а он. Человек с камерой. Кинооператор-постановщик. Тот, кто берёт слова сценария и эмоции режиссёра и превращает их в видимый, осязаемый, дышащий мир. Мир, в который мы верим.

Вы слышите больше, чем другие? Рассказываем, как превратить это в профессию

Есть люди, для которых мир звучит иначе. Они замечают, как на записи подкаста фонит холодильник на заднем плане. Они могут отличить «живую» гитару в треке от виртуального VST-инструмента. Их раздражает, когда в кино герой говорит в пустой пещере, а звук у него — как в звукоизолированной студии. Если вы из таких, вы уже на полпути к пониманию сути работы звукорежиссера. Это не тот, кто просто крутит ручки на пульте. Это тот, кто создает аудиальную вселенную, в которую мы погружаемся, слушая песню, смотря фильм или играя в видео-игру.

Что на самом деле нужно, чтобы звук стал профессией, а не хобби?

Вы слышите разницу между сырой вокальной дорожкой и тем, что льётся из колонок в любимом треке. Вы замечаете, как в хорошем фильме скрип половицы нагнетает тревогу, а в плохом — диалоги словно записаны в железной бочке. И вам в голову закрадывается мысль: «А ведь кто-то это делает. Может, и я смогу?». Поздравляю, вы уже на пороге мира звукорежиссуры. Мира, где техническая точность встречается с художественным чутьём, а работа часто остаётся за кадром, создавая ту самую магию, которую мы принимаем как должное.