Ваша история застряла в голове или уже готова покорить Netflix
Вы смотрите фильм и думаете: "Эту сцену я бы написал иначе". Листаете ленту в соцсетях и замечаете, как у блогера за 30 секунд разворачивается целая драма. У вас в голове живут персонажи, которые разговаривают, ссорятся, любят. Они просятся наружу, но вместо экрана оказываются в груде недописанных файлов на компьютере. Знакомо? Поздравляю, вы потенциальный сценарист. И самое время перестать быть потенциальным.
В этой статье:
- Сценарий — это не роман. Запомните это раз и навсегда
- С чего начать: от искры до плана
- Скелет истории: трёхактная структура и не только
- Мастерская: как выглядят страницы настоящего сценария
- Диалоги, которые хочется слушать, а не проматывать
- Типичные грабли, на которые наступают все начинающие
- Что делать, когда последняя страница написана
Писать сценарии — это не магия, доступная избранным. Это ремесло. Со своими правилами, инструментами и, что самое важное, подводными камнями, о которые разбиваются тысячи идей. Хорошая новость: всему этому можно научиться. Плохая: придется забыть, что вы писатель, и стать инженером эмоций, архитектором напряжений и дизайнером чужих судеб. Готовы?
Сценарий — это не роман. Запомните это раз и навсегда
Первая и главная ловушка для новичка — думать, что сценарий это литература. Нет. Сценарий — это техническое задание для съёмочной группы. Это чертёж, по которому будут строить фильм, сериал или рекламный ролик. Ваша задача — описать то, что зритель увидит и услышит. Не его чувства, не философские размышления автора, а конкретные действия, диалоги и обстановку.
Писатель может потратить страницу на описание душевных мук героя. Сценарист пишет: "Он сжимает кулаки. Молча смотрит в окно. Бьёт кулаком по столу". Мы видим действие и сами достраиваем эмоцию. Это принцип "айсберга": 10% на поверхности (действие), 90% под водой (подтекст, эмоция) — и это работа актёра и зрителя.
Сценарий — это история, рассказанная в картинках, в диалогах и в описании, и она размещена в контексте драматической структуры. (Сид Филд)
С чего начать: от искры до плана
Не садитесь сразу писать 120 страниц. Вы заблудитесь и бросите. Работайте как скульптор: от общего к частному. Идеально подходит метод "снежинки".
- Идея. Одно предложение. Суть вашей истории. "Человек, который ненавидит людей, выигрывает круиз и вынужден общаться". Ищите то, что будоражит лично вас. Составьте список из 50 тем, которые вас задевают — от детской обиды до глобальной несправедливости.
- Логлайн. Расширьте идею до одного абзаца. Это коммерческая квинтэссенция сценария. Здесь должен быть герой, его цель, конфликт и интрига. Пример из классики: "Фотограф, прикованный к инвалидной коляске, подозревает, что сосед убил свою жену, и пытается это доказать" ("Окно во двор").
- Синопсис. 1-2 страницы краткого изложения всей истории. Все основные повороты, ключевые сцены, финал. Это проверка, есть ли в вашей задумке цельный сюжет.
- Персонажи. Пока синопсис "отдыхает", пропишите биографии главных героев. Чем они живут? Чего боятся? Какую самую страшную тайну хранят? Протагонист должен чего-то хотеть (спасти мир, найти любовь, выжить). Антагонист — активно ему мешать. И помните: идеальный, "правильный" герой — скучен. Его должны раздирать внутренние противоречия.
- Постраничный план (степ-аутлайн). Разверните синопсис в список всех сцен фильма. "Сцена 1: ИНТ. КВАРТИРА – НОЧЬ. Макс пьёт вино, смотрит на фото бывшей. Звонит телефон..." Это карта, с которой уже невозможно свернуть.
И только после этого — пишем черновик сценария. Теперь это просто техническое заполнение готовой структуры.
Скелет истории: трёхактная структура и не только
Классическая структура — как позвоночник. Без него история будет бесформенной амёбой.
- Акт 1: Завязка (≈30 стр.). Знакомим с героем и его обычным миром. Затем происходит "провоцирующее событие", которое вышибает его из колеи (зов на приключение). Он пытается отказаться, но обстоятельства вынуждают принять вызов. Акт заканчивается "первой ключевой точкой" — герой принимает решение, сжигает мосты и вступает в новый, незнакомый мир.
- Акт 2: Конфронтация (≈60 стр.). Самый длинный акт. Герой сталкивается с испытаниями, находит союзников и врагов, приближается к цели. В середине акта — "серединная точка", часто неудача или откровение, которая меняет его понимание ситуации. Второй акт заканчивается "второй ключевой точкой" — крушением всех надежд, самой тёмной точкой перед рассветом. Кажется, всё потеряно.
- Акт 3: Развязка (≈30 стр.). Герой, используя всё, чему научился, собирает последние силы для финальной битвы (кульминация). После неё мы видим новый, изменившийся мир и самого героя.
Это база. Есть и другие структуры (путешествие героя, 5 актов в сериалах), но начинать стоит с трёх актов. Внутри этой структуры работает мотор — конфликт. Нет конфликта — нет развития. Герой хочет, мир (или другой персонаж) сопротивляется. Каждая сцена должна содержать мини-конфликт, изменение в положении героя или в нашем понимании ситуации.
Мастерская: как выглядят страницы настоящего сценария
Технический формат — ваша визитная вежливость. Продюсер, увидев неформатированный текст, просто не станет его читать. Вот свод правил:
- Шрифт: Courier New, 12 кегль. Потому что одна страница такого текста ≈ 1 минуте экранного времени.
- Заголовок сцены (шапка): пишется заглавными. Указывает место (ИНТ. — интерьер, ЭКСТ. — экстерьер), локацию и время.
Пример: ИНТ. КАФЕ "У ДЖО" — ДЕНЬ - Описание действия: пишется в настоящем времени, кратко и ёмко. Имена персонажей при первом упоминании — ЗАГЛАВНЫМИ.
Пример: МАРИНА заходит в кафе. Она нервно оглядывается, ища свободный столик. Её взгляд цепляется за мужчину у окна. - Имя персонажа: пишется над репликой, посередине, заглавными.
- Реплика (диалог): под именем, без кавычек.
- Ремарка (в скобках): очень краткое указание на интонацию или простое действие во время речи. Не злоупотребляйте!
Пример: (не отрывая взгляда от книги)
Это моё место.
Никаких указаний на работу камеры (КРУПНЫЙ ПЛАН, НАЕЗД) если вы не режиссёр-сценарист! Ваша задача — история, а не раскадровка. Используйте бесплатные программы вроде Celtx или KIT Scenarist — они сами форматируют текст по стандартам.
Диалоги, которые хочется слушать, а не проматывать
Плохой диалог — это информационная сводка. "Привет, брат. Как дела на заводе, где ты работаешь инженером с 2010 года?" Хороший диалог — это поединок. Каждый персонаж чего-то хочет от другого (получить информацию, задеть, утешить, солгать) и использует слова как оружие или щит.
Секреты живого диалога:
- Подтекст. Люди редко говорят прямо то, что думают. "Ужин был прекрасным" может означать "Я хочу домой", "Я тебя ненавижу" или "Давай займёмся любовью".
- Ритм и словарь. Профессор и подросток говорят по-разному. Следите за речью людей вокруг, воруйте обороты, записывайте.
- Обрывайте. В жизни мы перебиваем друг друга, не договариваем фразы. Пусть так будет и у вас.
Прочитайте диалоги вслух. Если звучат фальшиво — переписывайте.
Типичные грабли, на которые наступают все начинающие
Давайте сэкономим вам время и нервы.
- Объяснение вместо действия. "Он чувствует себя несчастным" — плохо. "Он медленно рвёт фотографию и бросает клочки в окно" — хорошо.
- Плоский злодей. Антагонист, который просто "хочет уничтожить мир потому что он злой" — скучен. У него должна быть своя правда, свои травмы, своя логика.
- Deus ex machina. Внезапное спасение героя благодаря случайности или внешней силе (свалившемуся метеориту, вовремя подъехавшей полиции). Герой должен сам выпутываться из ситуаций, используя свои навыки и ум.
- Затянутая экспозиция. Не нужно 20 минут знакомить зрителя с рутиной жизни героя. Врывайтесь в историю в момент, когда уже что-то происходит или вот-вот произойдёт.
- Страх убить своих "детей". Будьте безжалостны. Если сцена, какой бы красивой она ни была, не продвигает историю и не раскрывает персонажей — вычёркивайте.
Что делать, когда последняя страница написана
Отпразднуйте и... спрячьте сценарий в стол. Минимум на две недели. Забудьте о нём. Потом вернитесь и прочтите как чужую работу — холодным, критическим взглядом. Ищите логические дыры, сцены, где вам стало скучно, диалоги, которые режут слух.
Затем — дайте почитать 2-3 людям, чьему мнению вы доверяете, но которые не будут вас жалееть. Спросите не "понравилось ли?", а "В какой момент вы заскучали?", "Как вы думаете, что хотел сказать герой в этой сцене?", "Понятна ли мотивация злодея?".
И снова за работу. Правка — это 80% труда сценариста. Первый черновик это только сырая глина.
Писать сценарии — это марафон, а не спринт. Учитесь на великих: читайте сценарии любимых фильмов (их легко найти в интернете), разбирайте их по косточкам, смотрите кино с блокнотом в руках. Пишите каждый день, даже если это одна страница или один диалог. Ваша история где-то там, ждёт, когда вы найдёте в себе смелость не только придумать её, но и довести до последнего, финального слова FADE OUT.